А сегодня день рождения у Марлен Дитрих.
Когда-то она сказала о себе:
Люди смотрят на меня как на теннисный матч, только водят глазами не слева направо, а сверху вниз.По-моему это вполне справедливо.
Вообще-то, Марлен Дитрих не планировала связывать свою жизнь с кино. Она довольно долго играла небольшие роли, однако в Берлине ее имя было на слуху. Например, она выступала с кабаре, к концу 1920-х начала более активно развиваться ее кинокарьера - наконец, Марлен стали доставаться роли ведущих персонажей. Но в конце 1920-х именно в кабаре ее заметил режиссер Йозеф фон Штернберг. Актриса его чертовски заинтриговала - хотя бы тем, что не явилась на два назначенных ей свидания (надменность всегда, даже в молодости, была свойственна Марлен). Как раз в то время он искал актрису для своей ленты "Голубой ангел". И судьба роли была решена - она досталась прекрасной Дитрих.
читать дальшеШтенберг показал фильм и в Америке. И вскоре Дитрих пригласили в Голливуд - говорят, из нее хотели сделать новую Грету Гарбо. В 1930-м состоялся американский дебют Марлен - вышла картина "Марокко". Кстати, для работы в Америке внешность Дитрих значительно поправили. Именно в 1930-м она впервые предстала такой, какой вошла в историю - холодной дамой с тщательно уложенными платиновыми волосами, тонкими бровями и, конечно, с этим загадочным и надменным выражением лица. "Марокко" (его, кстати, тоже снял Штернберг) имел успех - он удостоился четырех номинаций на "Оскар". Одна из них была для Марлен.
Марлен и Йозеф были вместе (речь идет о кино) до 1935-го года. Он успел снять еще три фильма с ней - "Кровавая императрица", "Песнь песней" и "Дьявол - это женщина". Таким образом, Марлен еще больше утвердилась в амплуа роковой, загадочной, холодной красавицы, которая сама страдает и заставляет страдать других, в том числе и от любви.
Между тем, за карьерой кинодивы активно наблюдала немецкая верхушка. Еще в 1936-м Геббельс предложил ей вернуться на родину. При этом, он обещал ей баснословные деньги за каждый фильм, в котором она снимется. Более того, выбор режиссера, продюсеров и даже темы лент оставался полностью под ее контролем. Марлен отказалась. В 1937-м, во время визита Дитрих в Германию, Геббельс повторил предложение, но актриса вновь ответила отказом. А в 1939-м официально стала гражданкой США.
В конце 1930-х - начале 1940-х Дитрих еще снималась (к этому периоду относятся ленты "Семь грешников", "Нью-орлеанская возлюбленная", "Энергия", "Так хочет леди", "Питтсбург", "Негодяи"), а вот в 1943-м сделала перерыв в съемках - она вместе с труппой артистов отправилась в Европу, где выступала перед военнослужащими. За это актриса удостоилась американской медали Свободы, а также получила французский Орден Почетного легиона.
еще в 1953-м актриса открыла в себе новую ипостась - эстрадную. Вернее, не открыла, а возродила. Дитрих начала гастролировать по всему миру с песнями, в частности, из фильмов, в которых она снималась, и другими сценическими номерами. Так продолжалось много лет - до начала 1970-х.
В 1975-м во время гастролей в Австралии Марлен запнулась о кабель и упала - это привело к перелому ноги, после которого актриса так и не смогла окончательно восстановиться. Последние годы жизни она была прикована к инвалидному креслу. Правда, в 1978-м она все равно появилась в картине "Прекрасный жиголо - бедный жиголо".
Однако с конца 1970-х Дитрих предпочитала общаться с внешним миром лишь посредством телефонных разговоров. Исключений она не делала почти не для кого - разве что, дала длинное интервью Максимилиану Шеллу, который снимал фильм о ней. Также она писала книги - разумеется, о себе.
Марлен Дитрих умерла шестого мая 1992 года. В том же году ее дочь опубликовала книгу, где рассказала о личной жизни мамы. А там было, о чем рассказать. Марлен всю жизнь официально была замужем лишь за одним мужчиной - Рудольфом Зибером, но реально они прожили вместе всего пять лет. Потом у Марлен было множество романов - с Йозефом фон Штернбергом, Жаном Габеном и даже Эрихом Марией Ремарком. Кроме того, Дитрих, согласно воспоминаниям современников, была неравнодушна и к женщинам.
Марлен, по своим же словам, была королевой мира. Она шокировала - взять хотя бы ее излюбленные мужские костюмы, которые в 1920-х - 1930-х годах считались настоящей провокацией. Дитрих не боялась смерти, но, судя по ее жизни, опасалась забвения. Впрочем, это ей точно не грозит.